Вы здесь

Обзор типичных нарушений некоммерческих организаций, выявленных в ходе осуществления Управления контрольно-надзорных функций

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) произведен анализ нарушений некоммерческих организаций, выявленных в ходе осуществления Управлением контрольно-надзорных функций
 
1. Некоммерческими организациями зачастую не представляются либо несвоевременно представляются отчетные документы, что влечет за собой применение Управлением мер реагирования в виде вынесения письменных предупреждений и привлечения некоммерческих организаций к административной ответственности в порядке ст.19.7 КоАП РФ (непредставление сведений).
Согласно п. 3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В соответствие со ст. 3.1 ст. 32  Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
 На основании п.3.2. ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В соответствии с абз. 2, 4 и 8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (далее – Закон № 82-ФЗ), общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (представляя информацию о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц);
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пп. «в» п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81, следует, что отчетность по указанным формам, утвержденным приказом N 72, представляются некоммерческими организациями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Во исполнение статьи 32 Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" приказом Минюста России от 29.03.2010 №72 утверждены формы отчетности некоммерческих организаций.
 
2. Не представляются или представляются не в полном объеме документы для осуществления проверки некоммерческой организации, что влечет за собой привлечение некоммерческих организаций к административной ответственности в порядке чч.1,2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Закона № N 7-ФЗ, контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а""г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 14 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
 
3. Не представляются либо несвоевременно представляются сведения о результатах рассмотрения и принятых мерах по устранению нарушений, изложенных в письменных предупреждениях Управления, что влечет за собой привлечение некоммерческих организаций к административной ответственности в порядке ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу подпункта пп. 5 п. 5 статьи 32 Закона №7-ФЗ, при выявлении нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих уставным целям, орган, принимающий решение о государственной регистрации некоммерческой организации, имеет право вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Не выполняя в установленный срок предписание (предупреждение) органа осуществляющего государственный контроль, организация совершает административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации.
 
4. В ходе проведения проверок выявляются факты отсутствия в общественных объединениях документов по приему и  учету членов.
 В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 82-ФЗ, членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
 
5. Не соблюдаются уставные нормы, касающиеся сроков полномочий постоянно действующих руководящих органов и контрольно-ревизионных органов (данные органы не переизбираются и продолжают свою деятельность после истечения сроков своих полномочий, а в случае переизбрания соответствующие изменения не регистрируются в установленном порядке); выявляются факты  отсутствия документов, подтверждающих деятельность контрольно-ревизионных органов; не соблюдения периодичности проведения заседаний высших и постоянно действующих руководящих органов, не всегда оформляются протоколы заседаний.
Согласно п.1 ст. 28 Закона № 7-ФЗ, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ч. 1 ст. 20 Закона № 82-ФЗ, устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с абз.1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
 
6. Не представляются в Управление в установленный трехдневный срок измененные сведения, в основном, об изменении юридического адреса (места нахождения), о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица.
В соответствии с п.7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
 
7. При оформлении протоколов коллегиальных органов управления некоммерческих организаций отсутствуют сведения о дате, месте, времени проведения заседания, сведения о рабочих органах заседания (председатель, секретарь заседания), о лицах ведущих подсчет голосов, сведения о лицах, присутствующих на собрании.

Обязательные требования,  предъявляемые к решениям собраний, содержатся в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В части 4 статьи 181.2 кодекса перечислены обязательные реквизиты и данные, которые должны быть указаны в протоколе о результатах очного голосования, в том числе:
1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и  потребовавших внести запись об этом в протокол.
По результатам проведенных в 2015 году Управлением плановых и внеплановых проверок за выявленные нарушения действующего законодательства к некоммерческим организациям применены следующие меры реагирования, в частности, вынесено 49 предупреждений о недопустимости нарушения действующего законодательства, составлено 4 административных протокола за непредставление документов на проверку, оформлено 6 исковых заявлений о ликвидации (прекращении деятельности) организаций и исключении из единого государственного реестра юридических лиц. 
По результатам проверок за 3 месяца 2016 года в адрес некоммерческих организаций Управлением вынесено 9 письменных предупреждений за нарушения требований законодательства. На основании изложенного, во избежание негативных последствий, принимаемых мер административного воздействия, некоммерческим организациям при осуществлении своей деятельности необходимо соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и положения собственного Устава.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).