Вы здесь

Анализ ошибок по отчетности

Обобщение и анализ ошибок, допускаемых некоммерческими организациями при оформлении и предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций зарегистрированных на территории Амурской области в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области

Обобщение и анализ ошибок, допускаемых некоммерческими организациями при оформлении и предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций зарегистрированных на территории Амурской области в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области


Во исполнение своих обязанностей, установленных Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3 статьи 32), от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (абзацы 4 и 8 части 1 статьи 29), от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Амурской области представляют отчеты в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.


Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»,  некоммерческая организация, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.


Некоммерческая организация может упростить свою отчетность в территориальный орган Минюста России, если будет удовлетворять трем условиям (изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях» вступили в силу с 01 января 2010 года):


•учредителями (участниками, членами) НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;


•в НКО не было за прошедший год поступлений имущества и (или) денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;


•годовой оборот денежных средств или иного имущества не превысил трех миллионов рублей.


Только в таком случае Вы можете подать отчетность по упрощенной форме в виде заявления, подтверждающего соблюдение вышеуказанных условий и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности!


При соблюдении 3-х условий такие НКО обязаны ежегодно размещать в сети Интернет на портале Минюста или предоставлять СМИ для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (п.3.2. ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). 


Проводя анализ представления некоммерческими организациями отчетности, установленной действующим законодательством необходимо учитывать, что немаловажное значение в данном направлении работы имеет возможность размещения организациями отчетов по установленным формам и уведомлений о продолжении деятельности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России в соответствии с порядком утвержденным приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности некоммерческих организаций».


Для размещения отчетности на портале Минюста, необходимо зарегистрироваться по адресу: http://unro.minjust.ru/NKOs/aspx . 


После заполнения регистрационной формы и получения подтверждения о регистрации можно будет либо загрузить уже заполненные формы отчетности, либо заполнить их непосредственно на портале.


Организации, разместившие свои отчеты на данном портале, уже могут не предоставлять их в контролирующий орган в бумажном варианте, т.к. они (отчеты) автоматически попадают в базу данных территориального органа юстиции.


 


Согласно п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы представления указанных документов определяются приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.03.2010 № 72.


 


Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.


 


Согласно требований абз. 3,4,8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения обязаны:


ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;


ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;


информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


 


Следует отметить, что увеличение количества представленных в Управление отчетов по сравнению с прошлым годом обусловлено постоянной работой отдела по делам некоммерческих организаций по информированию некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций об обязанности представления отчетов об их деятельности. 


 


В целях разъяснения некоммерческим организациям обязанностей по представлению отчетности на сайте Управления размещены формы отчетности. В Управлении ежедневно ведется прием посетителей, даются консультации представителям некоммерческих организаций. Сотрудниками отдела разработаны и постоянно распространяются среди руководителей некоммерческих организаций образцы заявлений и сообщений. Также информация о необходимости представления отчетности размещена на сайте Управления.


Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления территориального органа Минюста России. Уведомление о продолжении деятельности составляется в простой письменной форме.


Также в простой письменной форме религиозная группа в любой момент может сообщить в территориальный орган Минюста России об изменениях в сведения, содержащиеся в ранее представленном уведомлении, а также о принятии решения о прекращении своей деятельности. Указанные письма являются основанием для внесения соответствующих изменений в учетную запись о религиозной группе в АИС УНРО.


Региональные отделения политических партий согласно положений  по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» один раз в три года представляют  в территориальный орган Минюста России сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделения зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органах  местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.


Согласно Федеральному закону от 05.12.2005 № 154-ФЗ  «О государственной службе российского казачества» казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным , представляет в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области , сведения об общей численности членов казачьего общества, о финансированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.


Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.


Характерными ошибками для всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций представляющих отчеты являются:


 


В адресной части отчетов в строке «наименование уполномоченного органа (его территориального органа)» указано «Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области», вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 №26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» полномочия в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных, объединений, политических партий, религиозных организаций на территории Амурской области осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.


В отчетах некоммерческих организаций, в графе «адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией», не верно указывается адрес, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, либо адрес не указывается вообще.


Пункты, строки и графы установленных форм отчетности заполнены не в полном объеме, либо заполнены не верно.


Листы отчетов и приложения к ним некоммерческими организациями представляются в не прошитом виде, страницы не нумеруются, в установленных форма отчетов отсутствует подпись руководителя и оттиск печати некоммерческой организации.


Отчет не всегда подписывается лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета.


Зачастую лист А «Расписка» заполняется руководителем некоммерческой организации и подшивается к отчету, хотя она должна оформляться работником уполномоченного органа в двух экземплярах, один из которых должен выдаваться некоммерческой организации.


Неверно указываются дата регистрации организации ее адрес, либо не указывается вообще.


В строке «полное наименование некоммерческой организации» не всегда содержится полное наименование организации, указанное в учредительных документах.


Многие недочеты были допущены по невнимательности при заполнении форм, которые в конце содержат достаточно подробные пояснения и примечания, дающие разъяснения по порядку их заполнения и оформления.


Кроме того, некоммерческими организациями не исполняются требования пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» по размещению в сети Интернет или в средствах массовой информации отчета о своей деятельности, либо информации о продолжении деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.


Также, некоммерческими организациями не имевшими поступлений денежных средств более трех миллионов в течении года, а также некоммерческие организации учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства вместо сообщения о продолжении деятельности, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предоставляется отчетность по формам №ОН 0001 и №ОН 0002.


При размещении отчета на информационном Портале Минюста России организациями допускаются такие ошибки как:


1. Неверное указание периода, за который отчитывается организация;


2. Неверное указание Фамилии Имени Отчества и должности руководителя организации;


3. Неверное заполнение граф «наименование некоммерческой организации» и «адрес (местонахождение) некоммерческой организации»»;


4. Нарушение заполнения форм отчетности, а именно, попытка разместить и прикрепить отчетность, подготовленную в электронном виде, в произвольной форме вне информационного портала Минюста России, вместо заполнения установленной и утвержденной Минюстом России формы отчета размещенной на информационном портале Минюста России.


Кроме того, некоммерческие организации разместившие отчет на информационном Портале Минюста России повторно представляют свои отчеты на бумажном носителе.


Для некоммерческих организаций, созданных в форме общественных объединений, таких как общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и др. наиболее частым нарушением является непредставление сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании (форма №ОН0003). Однако часто общественные объединения представляют информацию по формам №ОН0001 и №ОН0002, что не свидетельствует о выполнении ими обязанности, установленной абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Форму №ОН0003 представлять необходимо.


В отчетах некоммерческих организаций встречаются и такие типичные нарушения, как неверное указание в адресной части наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в который представляется отчет. Обращаем внимание, что некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Амурской области направляют отчеты в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.


Также, в отчетах некоммерческих организаций отсутствуют реквизиты акта о назначении (избрании) на должность в руководящие органы организации, сведения о паспортных данных руководителя или данные иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика, которые включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (подпункт «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Согласно приказу Минюста России от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» лист А формы №ОН 0001 должен быть заполнен отдельно для каждого руководящего органа;


В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 листы отчета и приложение к нему некоммерческими организациями представляются не прошитые, страницы не пронумерованы, вместо подписи уполномоченного лица некоммерческой организации ставится факсимиле. Отчет и приложения к нему должны заполняться от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, либо машинописным способом, либо с использованием компьютерной техники и распечаткой на печатающем устройстве компьютера в одном экземпляре. Листы прошиваются, количество листов подтверждается подписью уполномоченного лица некоммерческой организации на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью организации


В отчетах некоммерческих организаций, в графе «адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией», некоммерческая организация указывает домашний адрес руководителя организации, в связи с чем, Управлением делается вывод о том, что данные учетного дела и Единого государственного реестра юридических лиц в отношении адреса организации не совпадают.


Большинство общественных благотворительных фондов не публикуют ежегодно отчеты об использовании своего имущества, хотя такая обязанность установлена законом специально для фондов (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996  №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Кроме того, обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом установлена абз. 3 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995  №82-ФЗ «Об общественных объединениях» для общественных объединений любых организационно-правовых форм, а не только для фондов. Причиной неисполнения требования указанной нормы закона является незнание руководителями некоммерческих организаций действующего законодательства или же затруднения при исполнении закона. 


Наиболее частый вопрос, задаваемый некоммерческими организациями в этом случае: «В каких изданиях, и в каком порядке опубликовывать отчеты об использовании своего имущества, так как законодательно этот вопрос не урегулирован?». Однако, то обстоятельство, что закон не содержит четкого указания на издания, в которых фонды (другие общественные объединения) должны публиковать свои отчеты, не освобождает их от этой обязанности.


Также, благотворительные организации при предоставлении ежегодного отчета о своей деятельности, не указывают сведения, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в частности о нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.


Представление бухгалтерских балансов, налоговых деклараций некоммерческой организацией не является выполнением требований Федеральных законов от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединений», от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях».


В случае несвоевременного предоставления некоммерческой организации отчета о продолжении деятельности, Управление вправе вынести организации предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда предупреждения, вынесенные некоммерческой организации, возвращаются обратно в Управление, в связи с отсутствием организации в месте нахождения, которое указано в ее уставе. Таким образом, некоммерческая организация, не обеспечивая получение корреспонденции по адресу своего места нахождения, сама обрывает связь с контролирующим органом, лишая тем самым себя возможности узнать о принятых в отношении нее мерах, что, в свою очередь, может повлечь определенные негативные последствия для некоммерческой организации, предусмотренные законом за невыполнение требований контролирующего органа.


Хотелось бы обратить особое внимание на исключение абзаца 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в связи с чем, религиозные организации более не обязаны ежегодно сообщать о продолжении своей деятельности. При этом согласно требований статьи 25.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также об их фактическом расходовании (использовании) обязаны представлять те религиозные организации, которые в течение одного года получали денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.


Также религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».


Такие религиозные организации по-прежнему предоставляют отчеты по форме, предусмотренной для религиозных организаций №ОР 0001, в срок до 15 апреля года следующего за отчетным.


 

28 января 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).